Понятие и виды обращений граждан « Публикации « Кафедра господарського права і процесу

Понятие и виды обращений граждан

Понятие и виды обращений граждан

На сайте уже была опубликована статья о том, как правильно составить шапку заявления в порядке Закона Украины «Об обращении граждан».

Но что же такое обращение граждан вообще?

Ответ на данный вопрос частично содержится в абзаце 1 статьи 3 Закона Украины «Об обращениях граждан» в котором указано, что «под обращениями граждан необходимо понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы.

Исходя из вышеизложенного обращение граждан может быть трёх видов:

1)предложение (замечание);

2)заявление (ходатайство);

3) жалоба.

Исходя из положений абзаца 2 ст. 3 ЗУ «Об обращениях граждан» и логики закона в целом следует отметить, что термины «предложение» и «замечание», как тождественные, тогда как «заявление» и «ходатайство» необходимо различать. В то же время нельзя не отметить, что термин «ходатайство» является более применимым в процессуальных сферах юриспруденции (гражданский, уголовный и иные процессы) и законодателю не следовало бы его использовать в ЗУ «Об обращениях  граждан».

Понятие «обращение граждан» нельзя толковать буквально: как действие, которое доступно только гражданину Украины. Абзац 3 ст. 1 вышеуказанного закона предоставляет право на обращение не только гражданам Украины, но и иным лицам, которые на законных основаниях находятся не территории Украины, если иное не предусмотрено международным договором. Данный вывод вытекает и из положений абзаца 1 статьи 26 Конституции Украины, согласно которому иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, обладают теми же самыми правами…, что и граждане Украины за исключениями, установленными Конституцией, законами и международными договорами Украины.

На практике наиболее часто используются два вида обращений граждан: заявление и жалоба.

Заявление как вид обращения граждан может содержать:

1) просьбу о содействии в реализации прав и интересов, закрёпленных в законодательстве.

В качестве примера можно привести заявление об приватизации земельного участка (просьба о реализации права на приватизацию), заявление о выдаче паспорта для выезда за границу (просьба о реализации права на получение соответствующего паспорта), заявление о предоставлении отпуска (просьба о реализации права на отпуск) и т.д.

Заявление также может содержать просьбу о содействии в реализации прав и интересов третьих лиц.

В моей практике был случай, когда я, покупая еду в малой архитектурной форме, обнаружил закрёпленное на стекле удостоверение пенсионера. Продавец сказала мне, что оно было утеряно и висит уже около месяца, но владелец, вероятно, потерял его и не знал где, он это сделал. Я сфотографировал на мобильный телефон это удостоверение и обратился с заявлением в соответствующий орган Пенсионного Фонда, который выдал удостоверение, с приложением его копии, в котором просил проинформировать пенсионера о том, что его удостоверение находится в соответствующем месте. Орган Пенсионного Фонда ответил мне, что пенсионер был уведомлен об этом по почте. Через некоторое время продавец вышеуказанной малой архитектурной формы при покупке мной еды в ней уведомил меня о том, что пенсионер забрал своё пенсионное удостоверение.

2) уведомление о нарушении действующего законодательства (заявление в милицию о совершении преступлении, заявление в прокуратуру о совершении правонарушения (преступления). При этом подавая такое заявление, лицо не ставит вопрос о восстановлении собственных нарушенных прав, а информирует о нарушении законодательства и, возможно, прав третьих лиц с просьбой принять соответствующий орган предусмотренные законодательством меры.

3) уведомление о недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций, народных депутатов и депутатов местных советов и предоставление предложений относительно улучшения их деятельности.

Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что подача заявления как вида обращения граждан не предполагает нарушения прав либо интересов лица, которое подаёт заявление, а также просьбу о восстановлении таких прав или интересов.

Жалоба как вид обращения граждан в отличие от заявления подаётся лицом (или его представителем), права или законные интересы  которого были нарушены и требуют восстановления. В качестве примера можно привести жалобу в государственную инспекцию по вопросам труда с просьбой о принятии мер к работодателю, который нарушил право работника на своевременную выплату заработной платы либо иных трудовых прав; жалобу в прокуратуру на должностной лицо органа государственной власти, нарушившего определённое право или законный интерес заявителя.

Автор: Драпайло Ю.З., ассистент кафедры хозяйственного права и процесса Национального университета «Одесская юридическая академия»

Добавить комментарий